РЖД хочет ввести обязательное страхование от вреда из-за неисправных вагонов

ОАО "РЖД" выражает обеспокоенность в связи с участившимися случаями изло­мов литых деталей тележек грузовых вагонов.

По предварительным данным, причиной крушения грузового поезда на Забайкаль­ской железной дороге стал излом боковой рамы тележки грузового вагона, изготов­ленной в 2011 году ОАО "АзовЭлектроСталь" (Украина). Об этом сообщил 31 янва­ря журналистам в Москве первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов.

Он рассказал, что 30 января в 23:27 (мск) в Амурской области на 8033 км перего­на Бурея - Домикан Забайкальской железной дороги произошло крушение грузово­го поезда № 1560, перевозившего сырую нефть.

Из 68 вагонов с рельсов сошли 17, несколько вагонов-цистерн воспламенились. Более тяжелых последствий удалось избежать благодаря действиям локомотив­ных бригад и диспетчерского аппарата, которые приняли меры для расцепки соста­ва и перемещению хвостовой и головной частей от горящих цистерн в безопасное место.

На место происшествия незамедлительно выехали 4 пожарных и 5 восстановитель­ных поездов ОАО "РЖД". В 05:20 (мск) пожар удалось локализовать.

В результате крушения оба пути Транссиба оказались перекрытыми. На участке, где произошло крушение, ежесуточно курсирует 65 пар грузовых и до 11 пар (в зимний период) пассажирских поездов. По месту были задержаны 4 поезда даль­него следования формирования ОАО "Федеральная пассажирская компания": № 1 Владивосток - Москва, № 2 Москва - Владивосток, № 133 Пенза - Владивосток и № 134 Владивосток - Пенза.

Вадим Морозов отметил, что ОАО "РЖД" были предприняты все меры для скорей­шего устранения последствий крушения и пропуска пассажирских поездов. Сов­местно с администрацией региона организована доставка пассажиров автотранс­портом до дублирующих составов (расстояние около 50 км).

В 11:50 (мск) 31 января было восстановлено движение по одному из путей.

По словам первого вице-президента ОАО "РЖД", суммарный ущерб от происшест­вия без учета экологического вреда оценивается в объеме более 80 млн рублей. В частности, стоимость поврежденного подвижного состава составляет 28 млн руб­лей, потерянный груз - 20 млн рублей.

Низкое качество литых деталей тележек и выпускаемой вагоностроительными за­водами продукции - проблема, напрямую влияющая на безопасность движения по­ездов.

В 2011 году отмечено 2 крушения и 2 аварии грузовых поездов, 16 сходов с рель­сов подвижного состава. За январь 2012 года произошло уже 7 случаев излома боковых рам тележек грузовых вагонов, 2 из которых закончились крушениями.

Вадим Морозов подчеркнул, что за каждым подобным случаем стоит реальная уг­роза не только сопутствующему подвижному составу и инфраструктуре, но и жиз­ни пассажиров, следующих в поездах по соседним путям.

ОАО "РЖД" неоднократно обращало внимание федеральных органов исполнитель­ной власти на низкое качество выпускаемой продукции. Наиболее частая причина отказов рам и балок в эксплуатации - образование и развитие усталостных трещин в местах расположения литейных дефектов.

В 2011 году Ространснадзор по инициативе ОАО "РЖД" направил 14 предписаний о приостановлении эксплуатации грузовых вагонов различных производителей для проведения внеплановых осмотров. В результате проведенной работы средствами дефектоскопии подтверждено несоответствие требованиям эксплуатации 8 тыс. бо­ковых рам и 4 тыс. надрессорных балок.

Кроме того, в 2011 году приемочным контролем ОАО "РЖД" на заводах отклонено более 12,8 тыс. боковых рам и надрессорных балок. С начала 2012 года на литей­ных предприятиях отклонено 11 тыс. боковых рам (5% от общего объема произ­водства) и более 4 тыс. надрессорных балок (4%).

В 2011 году ОАО "РЖД" направило в Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство транспорта РФ письма с предложением на законодательном уровне повысить ответственность производителей за низкое качество вагонной про­дукции.

По мнению Вадима Морозова, в связи с обострившейся ситуацией, связанной с большим количеством бракованного литья, необходимо рассмотреть инициативу об обязательном страховании ответственности собственников подвижного состава и вагоностроительных предприятий за ущерб, наносимый выходом неисправных вагонов на железнодорожную инфраструктуру общего пользования.