Перевозчики ищут способ ограничить доступ на транспорт недобросовестным пассажирам

Минтранс отрицательно отреагировал на предложение ОАО «РЖД» о введении чёрного списка пассажиров на железнодорожном транспорте. Но в ведомстве готовы сделать исключение для самолётов.

Инициативу ввести запрет на проезд в поездах пассажирам, нарушившим нормы правопорядка, озвучил вице-президент ОАО «РЖД» Михаил Акулов на заседании Общественной палаты, где обсуждались проблемы пассажирского комплекса.
«Идея ФПК абсолютно правильная. Поэтому сейчас проект направлен в Минтранс на согласование, так как, безусловно, этот процесс должен регулироваться на законодательном уровне», – отметил начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Максим Шнейдер.
«ФПК и РЖД подготовили предложения по проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях обеспечения безопасности при осуществлении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом». Мы предлагаем внести поправки в Гражданский кодекс РФ и Устав железнодорожного транспорта, чтобы у перевозчика было право отказать в перевозке пассажиру, если он включён в реестр лиц, которых суд признал виновными в совершении правонарушения в течение последних двух лет», – пояснил начальник Правового управления АО «ФПК» Андрей Бусев.
По данным компании, в 2015 году из поездов высажено и передано сотрудникам правоохранительных органов 10,5 тыс. нарушителей. Но в Минтрансе считают, что в отдельных регионах альтернативы железнодорожному транспорту нет, поэтому и вводить запрет для дебоширов в поездах нельзя. Также «из проекта документа не представляется возможным установить, какие именно правонарушения должен совершить пассажир, чтобы он был включён в реестр. Отсутствует обоснование срока (2 года), в течение которого перевозчик может отказаться от заключения договора перевозки», – сообщили в пресс-службе министерства. Кроме того, не в меру «активных» пассажиров могут удалить из поезда работники органов внутренних дел на транспорте.
В отношении воздушного транспорта Минтранс оказался сговорчивее. Авиаперевозчики давно муссируют идею ввести чёрные списки для неблагонадёжных клиентов. И Аэрофлот, например, уже имеет собственный реестр. По словам руководителя агентства «АвиаПорт» Олега Пантелеева, по закону они не имеют права отказать в продаже билета и списки формируют скорее для внутреннего пользования, чтобы предупредить экипаж судна о возможных сложностях во время перелёта. Но идея законодателями была услышана: летом 2014 года проект закона о чёрных списках авиапассажиров внесён в Госдуму и одобрен в первом чтении.
«Окончательное принятие документа планируется на декабрь, и в этом варианте речь идёт только о воздушном транспорте. Я предполагаю, что РЖД хотели бы и себя включить в этот список. Но если мы полностью ограничим конституционные права граждан на передвижение, это не будет правильно истолковано общественностью. Так как есть всего два варианта для дальних расстояний – самолёт и поезд, и сравнивать их абсолютно несправедливо. В случае неадекватного поведения пассажира из поезда всегда можно высадить, к тому же есть и транспортная полиция. Самолёт в этом плане менее мобилен», – пояснил член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Старовойтов.
По его мнению, остановка самолёта бьёт по карману авиационные компании. К тому же у смежников в качестве аргумента есть положительный зарубежный опыт.
«И если у РЖД есть какие-то аналогичные примеры, как этот механизм работает в других странах, то, надеюсь, эта практика будет озвучена. Я не знаю, будет ли это новый законопроект или поправки будут внесены в законопроект о чёрных списках в целом», – говорит депутат.
Двойные стандарты осложняют работу железнодорожников, несмотря на помощь транспортной полиции. «У нас поезд фирменный, дорогой, поэтому проблема неадекватных пассажиров стоит не столь остро, но я ездил и на других поездах – там пассажиры-правонарушители встречаются часто, – рассказал начальник фирменного поезда «Белые ночи» Вологда – Санкт-Петербург Альберт Калинин. – Особенно трудно бывает высадить женщину: силу к ней не применишь, хотя самые буйные, как правило, именно они. Такая клоунада бывает, что и зеркала разбивают, и кричат, и царапают себе лицо, когда напьются. Полицейские сопровождают поезд лишь на некоторых участках и то изредка. Так что мы идею чёрного списка приветствуем. Почему другие пассажиры и работники поездной бригады должны страдать от этих беспредельщиков? Пусть ездят на своих машинах или на автобусах. Причём информационная база у нас давно сформирована: надебоширившие пассажиры, которых высаживали из поезда, высвечиваются красным в программе «АРМ начальника поезда», мы берём их под особый контроль. Если закон вступит в силу, таким пассажирам просто не будут продавать билет».
«Я тоже поддерживаю это начинание, без полицейских справиться с дебоширами трудно, особенно женщинам-проводникам. Полицейское сопровождение бывает обычно только по праздникам. Барьер тем, кто уже доказал, что не намерен соблюдать элементарные нормы поведения, надо ставить в самом начале – на этапе продажи билета», – добавляет начальник того же поезда Людмила Лебедева.
Хотя на соблюдении конституционных прав граждан на свободу перемещения, причём как в самолётах, так и в поездах, настаивает председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков. «Нельзя, чтобы коммерческие компании, неважно, авиационные или ФПК, налагали своим решением такие запреты. Если человек хулиганит, дело должно дойти до суда, который вправе наложить на граждан дополнительное наказание на право заниматься определённой деятельностью. Это не только работа, как многие думают, но и право летать самолётами или ездить поездами. Если это делается по решению суда, то мы не против», – отметил эксперт.
В этой связи тем более не очень понятна позиция Минтранса, так как ФПК предлагает именно такой вариант – отказать в перевозке только тем пассажирам, которые признаны судом виновными.
Кроме того, РЖД есть чем подкрепить свою позицию в качестве аргумента и для думского рассмотрения. Например, в КНР инициировали создание чёрных списков железнодорожных пассажиров в 2014 году. Причиной попадания в чёрный список может послужить использование поддельного билета, чужих документов или попросту безбилетный проезд.