Самое длинное воздушное судно в мире совершило первый полет

Компания Hybrid Air Vehicles испытывает гибрид самолета, вертолета и дирижабля.

Британская компания Hybrid Air Vehicles успешно провела первый полет воздушного судна «Марта Гвин» проекта Airlander 10. Летательный аппарат аппарат за полчаса облетел пространстро вокруг аэродрома Кардингтон в английском графстве Бедфордшир, сообщила телекомпания ABC.

Airlander 10 - гибридный воздушный аппарат. Он совмещает в себе элементы самолета, вертолета и дирижабля. Подъемную силу создает газ, двигатели с пропеллерами и аэродинамическая форма. Судно поднимается в воздух благодаря баллонам заполненным 28,3 тыс. куб. метров гелия. Корпус аэродинамической формы во время полета создает до 40% подъемной силы. Он изготовлен из полимера вектрана (vectran).

На корпусе расположены четыре пропеллера и четыре стабилизатора. Его разработчики утверждают, что он сможет подняться на высоту 6 км и разогнаться до 148 км/ч. Посадка может быть осуществлена на воду. Внизу корпуса расположены два продолговатых поплавка. Управление осуществляется дистанционно.

Длина судна «Марта Гвин» (Marta Gwyn Collier) составляет 92 метра. Это на восемь метров длиннее самого большого в мире самолета - Ан-224 «Мрия». Вес аппарата - 20 тонн.

В Hybrid Air Vehicles говорят, что Airlander 10 - многоцелевой транспорт. Его можно использовать для разведки, обеспечения связи, доставки гуманитарной помощи и пассажирских перевозок, сообщило BBC. Воздушное судно сможет оставаться в небе до пяти дней, перевозить грузы до 10 тонн. Большая подъемная сила дирижабля позволяет использовать его как воздушный кран.

Воздушное судно изначально строилось в рамках проекта по созданию разведывательного летательного аппарата для армии США на деньги министерства обороны США.

В 2012 году компания Hybrid Air Vehicles получила контракт на производство дирижабля для армии США, сообщало BBC. Проектирование аппарата происходило в сотрудничестве с американской аэрокосмической корпорацией Northrop Grumman и осуществлялось в рамках программы LEMV (Long Endurance Multi-Intelligence Vehicle) по разработке беспилотных многоцелевых разведывательных аэростатных систем. Контракт был прекращен в том же 2012 году из-за сокращения оборонного бюджета. Первый построенный аппарат HAV-3 был возвращен компании.

Airlander хранился на аэродроме в Кардингтоне, где испытывались многие британские дирижабли в 30-е годы, в том числе R-100, длина которого превышала длину футбольного поля.

Весной 2015 года Hybrid Air Vehicles решила использовать Airlander для перевозки пассажиров и грузов. Она потратила 25 млн фунтов (2,1 млрд руб.) на строительство летающей машины. Компания получила необходимые лицензии на испытательные полеты от регуляторов Европейского союза и Великобритании. 8 августа прошла презентация судна (фоторепортаж здесь). Компания-производитель надеется за пять лет довести производство Airlander до 10 штук в год. Среди потребителей рассматриваются нефтяные компании и службы спасения.

В апреле 2016 года компания Straightline Aviation объявила о планах по покупке 12 гибридных летательных аппаратов LMH-1, разработкой которых занимается американская Lockheed Martin. В 2017 году LMH-1 будет проходить сертификацию Федерального управления гражданской авиации. Сумма потенциальной сделки оценивается в $480 млн. Британская компания намерена использовать аппараты для перевозки грузов. Lockheed Martin занимается разработкой LMH-1 с 2011 года. В основу перспективного аппарата американцы положат проект P-791, создававшийся в интересах американских военных. Он представляет собой смесь дирижабля и самолета. LMH-1 сможет развивать скорость до 111 узлов. Аппарат рассчитан на перевозку до 21,3 тонны грузов и 19 пассажиров. Дальность полета составит 2,6 тыс. км. К 2019 году компания планирует завершить работу над версией с грузоподъемностью 90 тонн. Lockheed прогнозирует, что спрос на гибридные транспортные средства в ближайшие 10 лет составит 500 единиц.

В августе 2015 года «Объединенная приборостроительная корпорация» представила на Международном авиационно-космическом салоне первый российский беспилотный дирижабль ДП-29. Он разработан для нужд армии Долгопрудненским конструкторским бюро автоматики.

12 августа издание «Коммерсантъ» сообщило о том, что дирижабли фигурируют в проекте «создания пространственных транспортно-логистических коридоров», которые бы соединили Европейский союз и Азиатско-Тихоокеанский регион. Этот проект разработан директором Московской школы экономики Московского государственного университета, академика Российской академии наук Александра Некипелова. Проект имеет рабочее название «Единая Евразия», рассчитан на 2018 - 2035 годы и оценивается в $220–240 млрд.

В проекте описаны транспортные дирижабли типа АТЛАНТ (от «аэростатический транспортный летательный аппарат нового типа»). С их помощью планируется обеспечить грузопоток между Северным морским путем и Транссибом. Разработчик — «Воздухоплавательный центр «Авгуръ», грузоподъемность дирижаблей — до 16 тонн, дальность полета — 2–5 тыс. км. Ориентировочная стоимость проекта — 3,2 млрд руб. с учетом НИОКР. С 2016 года на проект определены субсидии в 800 млн руб. на основе софинансирования, ведутся поиски инвестора. Строительство завода для серийного выпуска АТЛАНТа оценено в 8–10 млрд руб., он может быть построен за 2–2,5 года и выпускать от двух до десяти дирижаблей в год. Проект получил поддержку грантового комитета фонда «Сколково».

Авторы проекта считают, что экономический эффект от использования дирижаблей должен повысить привлекательность стратегического транспортного коридора. Стоимость одного дирижабля в серийном производстве не превысит $30 млн, и одно такое воздушное судно сможет заменить пять вертолетов Ми-8, которые сейчас применяются на Крайнем Севере. Дирижабль можно окупить за четыре года, прямая экономия составит $8 млн в год за счет разницы стоимости летного часа по сравнению с вертолетами. Стоимость тонно-километра у дирижабля — 24–35 руб. против 115 руб. у Ми-8.