В ожидании погрузки рыбы на полигоне Дальневосточной железной дороги простаивают 482 порожних вагона

Дальневосточные железнодорожники готовы предоставить грузоотправителям тихоокеанской рыбы необходимое количество рефрижераторных вагонов и вагонов-термосов для отправки морепродуктов в центральную часть России

Руководство Дальневосточной железной дороги еще раз подчеркивает, что в настоящее время проблемы нехватки изотермического подвижного состава на полигоне дороги не существует. По состоянию на 28 октября на станциях Дальневосточной магистрали в ожидании погрузки простаивают 482 изотермического вагона, с помощью которых возможно обеспечить перевозку более 24 тыс. тонн рыбы. В том числе, 102 вагона находятся непосредственно на одной из главных станции формирования ускоренных рефрижераторных поездов Мыс Чуркин.

Между тем, возможности организации перевозок рыбной продукции с данной станции в сентябре текущего года были использованы грузоотправителями лишь на 13 %. Подобная ситуация вызывает серьезную обеспокоенность у руководства Дальневосточной железной дороги.

Несмотря на активную работу, проводимую руководством Дальневосточной магистрали по совершенствованию системы железнодорожных перевозок рыбной продукции с учетом мнений и пожеланий грузоотправителей, отмечается значительное снижение объемов предъявления тихоокеанских морепродуктов к погрузке. Так, за сентябрь 2014 года в рефрижераторные и изотермические вагоны было погружено 27,6 тыс. тонн рыбы, что на 22,9 % ниже показателя за аналогичный период 2013 года.

Дальневосточный территориальный центр фирменного транспортного обслуживания проводит постоянный мониторинг рынка и потребностей клиентов. Причиной слабого предъявления рыбопродукции является отсутствие понимания в согласовании цены между поставщиками и потребителями.

Мнение о том, что транспортные расходы занимают львиную долю в конечной цене продукции, ошибочны. Исходя из соотношения транспортных затрат при перевозке рыбы и рыбной продукции и розничной цены ее реализации, уровень транспортной составляющей в части использования инфраструктуры составляет 1,6%—8,3% в зависимости от расстояния перевозки.

Таким образом, учитывая невысокий уровень транспортной составляющей при условии отсутствия регулирования величины розничной наценки при реализации рыбной продукции, величина железнодорожного тарифа не может являться фактором, оказывающим значительное влияние на изменение конечной стоимости рыбы и рыбной продукции для потребителей.

Со своей стороны, Дальневосточная железная дорога принимает все необходимые меры для организации ритмичных грузоперевозок рыбной продукции в центральную часть России. Так, на дороге действует услуга доставки скоропортящихся морепродуктов в ускоренных рефрижераторных поездах. "Холодные" составы прибывают в западные регионы страны за срок до 10 дней.

Всего с начала года со станций формирования Дальневосточной магистрали были отправлены 69 ускоренных рефрижераторных поездов (126,7 тыс. тонн рыбы). Специально разработанным графиком движения предусмотрено ежедневное отправление двух ускоренных рефрижераторных поездов. Таким образом, с начала 2014 года в европейскую часть страны возможно было отправить более 1,5 млн тонн свежемороженых морепродуктов, то есть потенциал перевозок данного поезда используется только на 6%.

Формирование подобных поездов осуществляется на станциях Мыс Чуркин и Угольная в направлении станций Московского и Октябрьского железнодорожного узлов с возможностью отцепок в пути следования вагонов на транзитных станциях, начиная с Западно-Сибирской железной дороги. За 8 суток свежемороженая рыба доставляется до станций Свердловской железной дороги.

В настоящее время в стадии рассмотрения использования находится технология отправления морепродуктов в Москву по графику движения контейнерного поезда "Транссиб за 7 суток" со скоростью пассажирского поезда. В состав поезда планируется включать рефсекции, вагоны-термосы, а так же изотермические контейнеры. Срок доставки до Москвы составит 7 суток. Проект разрабатывается при участии "Рефсервис" и "Трансконтейнер".

Для нормализации ситуации железнодорожники предлагают решить проблемы ценообразования со всеми причастными структурами, исключить целую цепочку посредников и создать под эгидой Правительства Приморского края структуру, которая консолидировала бы организацию сбыта Дальневосточных морепродуктов от добытчиков до конечного потребителя. Необходимо также продолжить развитие логистических центров на Дальнем Востоке, позволяющих хранить рыбу и другие скоропортящиеся грузы в конкурентных Пусану и другим международным портам холодильных мощностях.

Для снижения стоимости дальневосточной рыбы необходимо исключить из логистической цепочки целый ряд посредников, устранить лишние барьеры, в том числе со стороны ветеринарно-надзорных органов, и организовать прямые потоковые поставки непосредственно от оптовых поставщиков в адрес крупных оптовых покупателей, торговых сетей, госучреждений и других розничных потребителей.