Обзор железнодорожного рынка за октябрь 2014 года

Объем железнодорожных перевозок продолжил увеличиваться на фоне замедления роста грузооборота
Объем перевозок в октябре 2014 года составил 107,6 млн тонн, при этом рост к уровню прошлого года составил 1,6%, что в значительной степени объясняется "эффектом низкой базы" октября 2013 года.

По сравнению с октябрем 2013 года сократились объемы перевозок строительных грузов (–18,4%), цемента (–6,9%) и цветной руды (–5,9%). По остальным грузам наблюдался рост перевозок: уголь (+7,2%), нефть и нефтепродукты (+6,6%), черные металлы (+3,4%), лом черных металлов (+6,3%), кокс (+22,2%) и зерно (+27,8%).

Новая экспортная логистика РФ с учетом макроэкономических факторов стабилизируется. В октябре 2014 года грузооборот составил 195,4 млрд т-км, но темпы его роста замедлились до 2,3% к октябрю 2013 года. В сентябре 2014 года рост грузооборота составил 7,7% к сентябрю 2013 года.

Как заявляют РЖД, по итогам 2014 года ожидается сокращение погрузки на 2%, а в 2015 году прогнозируется ее рост на 1,1%. Ранее РЖД оценивали падение погрузки в диапазоне 1,4—1,8% по итогам текущего года и ее рост в 2015 году менее чем на 1%.

Строительные грузы: перевозки по-прежнему ниже уровня прошлого года, но темпы падения постепенно замедляются

В октябре погрузка строительных грузов на сети РЖД составила 12,4 млн тонн. При этом темпы падения к уровню прошлого года снизились на 18,4% против сокращения на 20,7% в сентябре 2014 года. Всего с начала года было отправлено по железной дороге на 17,5% меньше стройматериалов к уровню 2013 года (122,1 млн тонн).

Тем не менее в октябре 2014 года спрос на строительные материалы укрепился в Самарской (+24%), Волгоградской (+31%) и Амурской (+64%) областях.

В Самаре приступили к строительству стадиона (стоимостью 13,4 млрд руб.) в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу-2018. Кроме стадиона, в городе предусмотрено возведение велотрека, ледовых площадок, бассейна, наукограда под названием "Гагарин-центр". Работы будут вестись и зимой, что будет способствовать сохранению стабильного грузопотока необходимых материалов до 2018 года.

В Волгоградской области в Котельниковском районе реализуется крупнейший инвестиционный проект по строительству горно-обогатительного комбината стоимостью свыше 143 млрд руб. Прогнозируется, что после ввода предприятия в эксплуатацию существенно возрастет население Котельниково, что повлечет за собой рост жилищного строительства и развитие социальной инфраструктуры. Также дополнительным фактором роста перевозок стройматериалов в Волгоградскую область стала реализация проекта возведения цементного завода стоимостью 10,4 млрд руб.

В Амурской области подходит к завершению строительство космодрома Восточный стоимостью 300 млрд руб. Работы по проекту стартового комплекса выполнены на 70%. Кроме того, на 2015 год в Приамурье запланировано возведение трех объектов дорожной инфраструктуры: мостов через реки Амур, Зею и Селемджу. Мост через Амур станет основой для создания особой экономической зоны (ОЭЗ), расположенной на территории провинции Северо-Восточного Китая вблизи городов Благовещенск и Хэйхэ. На данной территории планируется создание агропромышленного и лесопромышленного комплексов (объем инвестиций составит более 29 млрд руб.).

До конца года отставание перевозок от уровня 2013 года сократится из-за эффекта низкой базы конца 2013 года: падение погрузки строительных грузов началось в октябре—ноябре 2013 года.

Уголь: экспортный грузопоток продолжает расти

В октябре погрузка угля на сети РЖД составила 28,4 млн тонн (+7,2% к октябрю 2013 года). С начала года было отправлено по железной дороге 258 млн тонн угля (+1,5% к уровню 2013 года).

Экспортные и внутренние перевозки угля продолжают увеличиваться (+5,1% и +5,3% соответственно к октябрю 2013 года). При этом в последние три месяца темпы роста экспортного грузопотока замедляются. Летом прирост к прошлому году составлял порядка 10%, что говорит о постепенном выходе перевозок угля на сбалансированный уровень. В отсутствие существенных изменений макроэкономической ситуации уровень перевозок останется стабильным в среднесрочной перспективе.

Однако планируемое с 1 января 2015 года снижение до 3% экспортных пошлин КНР может дестабилизировать ситуацию. Китайские экспортные пошлины были введены в августе 2008 года для сохранения стратегических ресурсов угля и обеспечения внутреннего потребления. На текущий момент экспортные пошлины находятся на уровне 10%. С введением в сентябре 2014 года в Китае импортных пошлин можно говорить об усилении конкуренции на рынке АТР среди стран—производителей угля и увеличении профицита угля на мировом рынке.

Возможное снижение уровня ВВП Японии также способно повлиять на объемы перевозок. С июля по сентябрь показатель ВВП Японии упал на 1,6%, в то время как ранее на этот квартал прогнозировался рост на уровне 2%. Сегодня Япония является главным потребителем российского угля, поэтому такое снижение ВВП может повлечь существенное сокращение спроса на российские энергоносители.

В октябре энергогенерирующие компании и предприятия ЖКХ наращивали спрос на уголь. С началом отопительного сезона энергопотребление в РФ выросло относительно прошлого года на 3,2%, что подтверждает прогнозы Гидрометцентра о более холодной погоде в сравнении с предыдущим годом.

Нефть и нефтепродукты: государство поддерживает нефтяные компании —объемы перевозок растут

В октябре погрузка нефти и нефтепродуктов на сети РЖД составила 21,1 млн тонн (+6,6% к октябрю прошлого года). С начала года объемы погрузки стабильно росли, по железной дороге было отправлено 211,7 млн тонн (+2,7% к уровню 2013 года).

В октябре основной драйвер роста нефти и нефтепродуктов — экспортные отправки (+7% к октябрю прошлого года). Продолжили расти и внутренние перевозки (+3% к октябрю прошлого года).

С 1 декабря текущего года планируется снижение экспортных пошлин РФ на нефтепродукты. Так, пошлина на бензин будет установлена в размере $249,7 против $285 за тонну в октябре, на дизельное топливо — $180,3 за тонну (в октябре — $205,8). Пошлина на остальные нефтепродукты будет равна $183,1 против $209 за тонну месяцем ранее.

Снижение экспортных пошлин позволит российским компаниям выйти на европейский рынок с более низким ценовым предложением. 97% экспортных железнодорожных отправок этой категории грузов приходится на нефтепродукты, поэтому объемы экспорта будут сохраняться на высоком уровне.

Другим фактором роста перевозок может стать своповая схема, предложения по которой ФАС России направила в правительство РФ. В основе лежит идея "обмена" имеющихся в избытке на внутреннем рынке нефтепродуктов на недостающее качественное топливо, произведенное на НПЗ (владельцами которых являются как российские, так и зарубежные компании). В среднесрочной перспективе, если качество топлива станет одинаковым на всех НПЗ в России, такой обмен может происходить между НПЗ по территориальному признаку, что существенно снизит объемы внутренних перевозок.

Еще одной причиной роста перевозок нефти и нефтепродуктов ж/д-транспортом может стать предложение "Транснефти" направлять высокосернистую нефть отдельным потоком на терминал в порту Усть-Луга. Прежде высокосернистая нефть в основном смешивалась в трубе с низкосернистой в различных пропорциях в зависимости от направления поставок и на выходе поступала на экспорт, проигрывая по цене и качеству мировым эталонным маркам нефти.

В краткосрочной перспективе перевозки нефти и нефтепродуктов будут сохраняться на высоком уровне.

Руда: российские компании продолжают уходить с китайского рынка

В октябре погрузка руды составила 9,7 млн т и достигла уровня прошлого года. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 90,5 млн т руды, что на 2,1% меньше уровня января—октября 2013 года.

Экспортные поставки продолжили сокращаться, но темпы падения относительно прошлого года замедлились (–12,1% в октябре против –18,4% в сентябре). Одновременно с падением объемов экспортного грузопотока растут внутренние перевозки (+2,1% к октябрю прошлого года).

В октябре объемы экспорта в Китай на 40% ниже уровня прошлого года и на 4% — сентября 2014 года. По-прежнему проигрыш российскими поставщиками ценовой конкуренции на китайском рынке является основной причиной снижения экспорта руды.

Металлургическое сырье продается по минимальным с 2009 года ценам. Причиной тому является перенасыщение рынка предложениями после стремительного наращивания добывающих мощностей в Австралии и Бразилии. По данным Goldman Sachs, до конца 2014 года избыточное предложение руды на мировом рынке достигнет 60 млн тонн и в 2015 году вырастет до 110 млн тонн. Восстановление цен может занять до 18 месяцев, по оценке Anglo American Plc. Сырье, вероятно, будет продаваться от $75 до $80 за тонну в краткосрочной перспективе. В качестве максимального ценового ориентира эксперты называют уровень в $90.

Российские компании продолжают наращивать поставки в другие страны. Так, экспорт железорудного сырья в Турцию вырос в два раза по сравнению с прошлым годом и достиг своего исторического максимума за последние несколько лет. Таким образом, сегодня Турция стала вторым по объему поставок потребителем российской руды после Китая. Кроме того, вырос экспорт к предыдущему месяцу в такие страны, как Украина (+102%), Словакия (+42%) и Чехия (+13%). В октябре после сокращения объемов импорта российского сырья в предыдущем месяце Япония вновь возобновила поставки железной руды из России.

Рост внутренних перевозок железной руды обусловлен тем, что падение цен на черные металлы шло медленнее снижения цен на сырье для их производства.

Если на азиатском рынке российские компании уступают бразильским и австралийским поставщикам, то на европейском рынке у первых явное преимущество, которое они получили благодаря низкой стоимости доставки сырья. Поэтому уход отечественных компаний с китайского рынка послужил катализатором закрепления новой структуры экспортной логистики и позволяет говорить о возможном восстановлении объемов погрузки в среднесрочной перспективе.

Черные металлы: падение цен на сырье позволило сохранить высокие объемы перевозок

В октябре погрузка черных металлов на сети РЖД составила 6,0 млн т, что выше уровня прошлого года на 3,4%. С января по октябрь по железной дороге было отправлено 59,3 млн т металлопроката (+1,5% к январю—сентябрю 2013 года).

Цены на черные металлы продолжили плавное снижение. С начала года котировки арматуры потеряли 9,3%, горячекатаного листа — 10,2%, при этом стоимость железорудного сырья упала сильнее. Это может оказать позитивный эффект на прибыль металлургических компаний.

Основным драйвером роста экспорта металлургической продукции в октябре является увеличение поставок в Турцию (+33% к предыдущему месяцу). Благодаря значительному снижению цены на металлопрокат российским металлургам удалось восстановить свои позиции на этом рынке, потеснив на нем китайских производителей. Контракты на поставку горячекатаных рулонов из СНГ в Турцию заключались на уровне, уступавшем $25—35 за тонну котировкам предыдущего месяца. Однако такая ситуация не может длиться долго, турецкие металлурги уже обратились к правительству страны с просьбой повысить импортные пошлины на горяче- и холоднокатаные рулоны из СНГ и Китая.

Зерно: рост погрузки продолжается как следствие рекордного урожая

В октябре погрузка зерна и продуктов перемола на сети РЖД составила 2,3 млн тонн (+28% к октябрю 2013 года). С января по октябрь 2014 года по железной дороге было отправлено 14,1 млн тонн (+36,9% к уровню прошлого года).

Международный совет по зерну в очередной раз повысил прогноз сбора зерна в России в этом году. Как сообщается в октябрьском отчете совета, урожай составит 100,8 млн тонн. В сентябре прогноз был 100,6 млн тонн, в августе — 98,1 млн тонн. В то же время прогноз экспорта снизился с 29,7 млн тонн в сентябре до 29,1 млн тонн в октябре. До этого несколько месяцев прогноз экспорта только повышался. Оценка импорта не изменилась и составила 0,8 млн тонн.

По данным на конец октября, Россия посеяла озимые зерновые культуры на площади в 16,4 млн га, что составляет 99,4% от запланированного и на 14,9% больше, чем годом ранее.

Сложности с транспортировкой зерна из США позволили России выйти на традиционные американские рынки сбыта (в Мексику, Индонезию, на Филиппины). Системе железнодорожной перевалки в Штатах недостает мощности: она не справляется с возросшим грузопотоком в условиях второго подряд рекордного урожая кукурузы и избыточного запаса этого зерна на внутреннем рынке. Такая ситуация привела к повышению ж/д-тарифа. В результате часть американских производителей приостановила поставки зерна на мировой рынок и отправила его на хранение. Однако выигрыш причерноморского зерна, получаемый Россией, Украиной и Казахстаном, будет относительным, поскольку в целом предложение зерновых на мировом рынке высокое в этом сезоне.

Минеральные удобрения: перевозки остаются на высоком уровне

В октябре погрузка минеральных удобрений на сети РЖД достигла уровня прошлого года и составила 3,9 млн тонн. Всего с начала года по железной дороге было отправлено 41,1 млн тонн (+6,5% к уровню прошлого года).

Несмотря на то, что объем перевозок равен уровню прошлого года, их структура претерпела изменения. Экспортные поставки снизились на 5,1% относительно октября 2013 года, а внутренние перевозки увеличились на 18%.

Продолжили наращивать объемы потребления российских удобрений Китай (+2% к сентябрю), Таиланд (+7%) и Германия (+46%). Показательно снижение импорта Бразилией (–17%), Украиной (–30%), США (–16%).

В ноябре произошла авария на руднике "Соликамск-2" (принадлежит ОАО "Уралкалий"). По оценке экспертов, авария не окажет существенного влияния на мировой рынок калийных удобрений: "Уралкалий" может сократить экспорт на 2 млн тонн (3% мирового спроса), что будет легко компенсировано прочими производителями.

В среднесрочной перспективе перевозки минеральных удобрений будут оставаться на текущем уровне. Ситуацию может изменить запуск в 2017 году новых производственных мощностей заводами РФ.

Инновационный подвижной состав продолжает наращивать свою долю в структуре реализации заводов СНГ

Данные о реализации подвижного состава заводами СНГ взяты из журнала "Рынок подвижного состава".

В октябре вагоностроителями СНГ было реализовано 5 тыс. вагонов (–34% к сентябрю 2013 года), всего с начала года — 56,7 тыс. вагонов (–14,2% к прошлому году). Следует отметить падение производства хопперов с 560 в сентябре 2014 года до 200 в октябре.

В октябре 2014 года доля реализации инновационного подвижного состава по-прежнему росла: по сравнению с октябрем прошлого года сегмент вагонов на тележках с осевой нагрузкой 25 т в общей структуре реализации увеличился до 28,3%.

Рост ставок продолжился

В октябре продолжился рост неисправного парка на сети: 115 тыс. вагонов, из которых 56 тыс. — полувагоны. Снижение доступного для перевозок парка полувагонов и сезонное увеличение перевозок позитивно отразились на уровне доходности оперирования данным видом подвижного состава. В октябре ставка аренды полувагонов (на тележке 18-100) составила около 550 руб./сутки.

В связи с ростом неисправного парка аналогичная картина наблюдалась и в других сегментах подвижного состава. Так, например, ставка аренды нефтебензиновых цистерн (на тележке 18-100) выросла до уровня 750—850 руб./сутки, хопперов-зерновозов (на тележке 18-100) — до 900 руб./сутки, хопперов-минераловозов (на тележке 18-100) — до 850 руб./сутки.